5 ноября 2009 года, за несколько дней до послания Президента РФ, в котором Дмитрий Медведев указал на неправильность ситуации, когда граждане-потребители ЖКУ оплачивают потери ресурсов из-за изношенности коммунальной инфраструктуры, на сайте правительства области появилась статья губернатора П. Ипатова "Проблема корректировок и мера ответственности"
Проблема корректировок стоит уже не первый год. В Саратове всегда обнаруживалась разница между тепловой энергией, отпускаемой со станций, получаемой магистральными сетями и доставляемой потребителю. При этом внутриквартальные сети, внутридомовое имущество и сами дома не то что годами – десятилетиями никто не ремонтировал. Естественно, потери тепла через разбитые окна и двери, на внутриквартальных сетях постоянно росли. Проще говоря, чтобы поддерживать нормальный температурный режим в квартирах, приходилось тепловой энергии давать все больше, а платило население меньше. И эти ножницы с каждым годом увеличивалась. Сюда, к тому же, наложился рост тарифов, который в последние годы был значительным. Обострила ситуацию, конечно, и реорганизация «Саратовэнерго», в результате которой выявилось большое количество бесхозных, незарегистрированных сетей – то, чем город должен был давно заняться, но так и не занялся. Проводились многократные проверки и выверки по объемам, была создана комиссия при Правительстве области, но разрыв продолжал увеличиваться: с одной стороны – заниженные нормативы, отсутствие приборов учета и как следствие – неплатежи, с другой – увеличение потерь на сетях, поскольку город ими не занимался. Надо сказать, что эта проблема приобрела общероссийский масштаб. Для ее решения Правительством РФ было принято 307-е постановление, в котором указывалось, что сверхнормативное потребление должно выставляться в виде корректировок населению. Но надо иметь виду, что речь здесь идет о свехнормативном потреблении, а не о сверхнормативных потерях. Это принципиально разные вещи. А вся так называемая «сверхнормативка» состоит из двух составляющих: первая часть – это сверхнормативные потери, в основном на внутриквартальных сетях, а вторая – сверхнормативное потребление в жилых домах (лишнее потребление горячей воды, утечки и потери на внутридомовом имуществе). Занимаясь решением проблемы, надо четко разделять эти две ее стороны. В этом году вопрос о корректировках встал особенно остро. Если в 2007-2008 годах Правительство области вмешивалось в ситуацию путем заключения трехстронних соглашений и брало на себя компенсацию «сверхнормативки», то уже в конце прошлого года стало понятно, что областной бюджет не в состоянии больше покрывать эту бесхозяйственность. В прошлом году мы в последний раз пошли на то, чтобы «покрыть» корректировку, с условием того, что все управляющие компании, ТСЖ и ЖСК во всех многоквартирных домах поставят приборы учета тепловой энергии. Но это в полном объеме не произошло, и мы вошли в 2009 год с тем, что оприбореной была только половина жилфонда. Была поставлена задача – найти комплексное решение проблемы корректировок. Эта тема рассматривалась и на областном антикризисном штабе. Администрации города было поручено: - обеспечить установку общедомовых приборов учета тепловой энергии в 2009 году; - произвести расчет фактически сложившегося в Саратове норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления и ГВС и выйти в Саратовскую городскую думу с предложением по его изменению; - определить механизмы и схемы финансирования реконструкции внутриквартальных тепловых сетей и ЦТП г Саратова с целью ликвидации сверхнормативных потерь. На мартовском совещании мною было рекомендовано органам местного самоуправления обеспечить в этом году установку приборов учета в полном объеме и оформить наконец-то права собственности на внутриквартальные сети и ЦТП. Для контроля за исполнением этого решения при Правительстве области создана рабочая группа, ею были определены направления действий и конкретные сроки. Городу было предложено разработать программу по снижению потерь на внутриквартальных тепловых сетях и ЦТП. В июле состоялась моя встреча с руководством ЗАО «Комплексные энергосистемы», в ходе которой администрации Саратова еще раз было указано на необходимость установить приборы учета, откорректировать нормативы потребления тепловой энергии для населения и активизировать работу по регистрации права собственности на внутриквартальные сети. В результате Правительством был отработан целый ряд направлений решения проблемы. Во-первых, это текущая оплата за потребленную тепловую энергию по нормативам УК, ТСЖ, ЖСК Саратова; во-вторых, оплата сверхнормативного потребления; в-третьих, увеличение норматива; в-четвертых, потери на внутриквартальных тепловых сетях; в-пятых, установка приборов учета тепловой энергии в полном объеме. Что касается приборов учета, то в этом году эта проблема будет закрыта (по областной программе модернизации и санации многоквартирных домов, 185-ФЗ и по муниципальной программе, на которую было выделено 160 млн. рублей). Чтобы решить вопрос с нормативным потреблением УК, ТСЖ и ЖСК, были согласованы и подписаны графики погашения задолженности за тепловую энергию с ОАО «ВоТГК». До конца года долги планируется погасить. В настоящее время остались нерешенными две чисто городские проблемы. Это, во-первых, необходимо утвердить нормативы потребления тепловой энергии для населения. Также не решен вопрос и с потерями на внутриквартальных сетях: город программу не разработал, мероприятия по регистрации проводятся крайне медленно. Эту проблему мы обсуждали с первым вице-президентом – операционным директором ЗАО «Комплексные энергетические системы» Андреем Шишкиным на встрече 19 октября. В ходе встречи было четко обозначено, что Правительство области в полном объеме выполнило поставленные задачи, в том числе и по социальной защите населения. Но для окончательного решения вопроса администрации города необходимо выполнить все свои обязанности в соответствии с 131-ФЗ, о которых я уже говорил. Однако проблемы областного центра в сфере ЖКХ связаны не только с корректировками и подачей тепла в отопительный сезон, на самом деле, они гораздо глубже. Проблема вообще в состоянии городского коммунального хозяйства и способности администрации города исправить существующее положение дел. Последняя авария на станции «Водоканала» показала, что надежность системы находится на низком уровне, а постоянные порывы на сетях, особенно в зимнее время, постоянно лихорадят население города. Этот вопрос также должен быть решен городской администрацией в кратчайшие сроки. Сегодня становится совершенно очевидным, что необходимо менять инвестиционную программу, наполнять ее реальным финансированием, в том числе за счет средств муниципального бюджета, а не только за счет средств застройщиков, с которых берется оплата за подключения. И еще об одной наболевшей проблеме следует сказать отдельно. Это компетентность управляющих компаний и глобальных ТСЖ, и полное отсутствие прозрачности в прохождении денежных потоков. Эти проблемы жители города постоянно ставят в письмах и на каждой моей встрече с ними. Муниципалитету надо возвращаться к управлению жилищным фондом в полном объеме, как собственнику жилых помещений, как представителю интересов жителей, а не смотреть на «жилищные войны» в качестве стороннего наблюдателя. Рычаги и механизмы для этого есть, не хватает лишь активной позиции. Напомню, что жилищно-коммунальное хозяйство – это одна из основных составляющих, по которой муниципалитету предоставлены полномочия в рамках 131-го федерального закона.
Прочитать статью полностью можно здесь. Обратите внимание, ни у кого не вызывает сомнение, что коммунальная ифраструктура является и должна впредь оставаться мунииципальной собственностью. Это положение является ключевым моментом, в том, чтобы понять кто должен возмещать убытки от сверхнормативных потерь в городских сетях. Весной 2010 года "Русэнерго" достался контрольный пакет акций ряда энергораспределительных и энергосбытовых компаний. В том числе, ей частично или полностью отошли такие саратовские подразделения ВоТГК, как "Сарэнерго" (энергоснабжающая организация) и бывшие "Теплосети" (теплораспределяющая и теплосбытовая компании). Так как ОАО "Саратовэнерго" теперь будет только продавать произведенное ею энергию на границе своей зоны ответственности, встаёт вопрос кто и откуда будет брать средства для оплаты потерь на пути до потребителя? Ведь и потребитель, как мы все понимаем, должен оплачивать только полученный ресурс. Моё мнение: нас ждёт отдельная строка в счетах за ЖКУ - так называемая "транспортная составляющая" - тариф на доставку ресурса до потребителя теплотранспортной компанией, созданием которой сейчас занимаются областные и городские власти. А вот уменьшится ли при этом тариф на собственно тепловую энергию, в котором в 2010 году стоимость услуг по передаче тепловой энергии, например, для жителей Саратова составляет более 65% от стоимости тепловой энергии, неизвестно.