В конце июля был принят ряд законов существенно меняющих законодательство в сфере энергетики. О новом 190-ФЗ "О теплоснабжении" рассказывалось ранее. Фактически был принят заново и 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Изменения в него были внесены в частности Федеральными Законами N 187, N 188, N 189, N 191. В своих обзорах об этих изменениях "КонсультантПлюс" обращает внимание на следующее: Законодательные нормы, определяющие порядок регулирования рынка электроэнергии и ценообразования на электроэнергию, сосредоточены в Федеральном законе "Об электроэнергетике" В указанный Федеральный закон (далее - Закон) включены новые или изложены в новой редакции имеющиеся статьи и пункты, определяющие основные понятия, используемые для регулирования рынка электроэнергии, и устанавливающие принципы регулирования. В Закон включены, в частности, статьи, устанавливающие исчерпывающие перечни цен (тарифов) на электроэнергию и мощность, подлежащих государственному регулированию на оптовом и розничном рынках электроэнергии, и порядок принятия федеральными или региональными органами власти решений об утверждении этих цен или их предельных уровней, статьи, устанавливающие особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике и платы за технологическое присоединение к электросетям, а также определяющие государственное регулирование в электроэнергетике в условиях ограничения или отсутствия конкуренции (при временном дефиците электроэнергии на оптовом рынке либо при отсутствии конкуренции на территориях, изолированных от ЕЭС России). В новой редакции изложена статья, устанавливающая полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетике - эти полномочия определены в виде подробных перечней. В Закон включены также новые нормы, регулирующие некоторые особенности функционирования оптового и розничного рынка электроэнергии, в частности устанавливающие, что на сделки по купле-продаже электроэнергии на оптовом рынке не распространяются требования федеральных законов об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью о порядке одобрения крупных сделок, а также устанавливающие (с 1 января 2011 года) обязанность субъектов электроэнергетики, присоединенных к ЕЭС России и обладающих генерирующими мощностями равными или превышающими 25 МВт, реализовывать производимую ими электроэнергию только на оптовом рынке электроэнергии, за исключением случаев, установленных Правительством РФ. Внесение указанных изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (а также связанных с ними изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период...") вызвано, в частности, тем, что с 1 января 2011 года прекращает свое действие Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Уточнен порядок использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть До 1 января 2014 года продлено правомочие организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Порядок такого согласования должно устанавливать Правительство РФ. С 1 декабря 2010 года вступает в силу Закон, направленный на обеспечение наличия запасов топлива, в том числе в отопительный сезон В частности, к полномочиям Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике отнесено: утверждение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, порядка оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, порядка осуществления технического контроля и надзора в электроэнергетике (государственного энергетического надзора). Федеральные органы исполнительной власти наделены правом проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону. Установлена обязанность собственников и иных законных владельцев тепловых электростанций обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами, утверждаемыми Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. За нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива устанавливается административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей или дисквалификации на срок от 18 месяцев до 3 лет, а на юридических лиц - в размере стоимости предмета административного правонарушения (стоимость топлива, запасов которого не хватает для соблюдения норматива). Также установлена административная ответственность за нарушение порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт, повлекшее ограничение режима потребления энергии более чем на 3 календарных дня. В связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" вносятся изменения в некоторые законодательные акты РФ В частности, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнен положением, согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются, в том числе, полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении". В Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" включено положение, определяющее, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Кроме того, изменения внесены также в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в Федеральный закон "Об электроэнергетике", в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". С 1 января 2011 года утрачивают силу некоторые положения Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", относящиеся к вопросам теплоснабжения.