Вчера, 29 сентября 2010, на электронной странице комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области появились коментарии председтеля комитета Новиковой Л. Н. по недавно принятому закону "О теплоснабжении":
30 июля текущего года опубликован и вступил в силу Федеральный закон №190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года.
Впервые в рамках одного нормативного акта даны четкие определения ранее отсутствующих в законодательстве терминов, таких как:
- теплоснабжающая и теплосетевая организации, схема теплоснабжения, качество и надежность теплоснабжения и т. д.;
- определены основы государственной политики в сфере теплоснабжения;
- определены полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- определены договорные взаимоотношения теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.
Вкратце остановимся на преимуществах данного закона с точки зрения потребителей тепловой энергии.
В целом расширены полномочия региональных органов исполнительной власти за счет их передачи как с федерального, так и с муниципального уровней.
Так, утверждение нормативов технологических потерь тепловой энергии при ее передаче и удельных расходов топлива при ее производстве в настоящее время осуществляется Минэнерго Российской Федерации. По новому закону, с 1 января 2011 года, эти полномочия реализуются на областном уровне (за исключением городов с населением свыше 500 тыс. чел.), что позволит рассчитывать и утверждать данные показатели в более короткие сроки, с учетом знаний специфики конкретных теплоснабжающих организаций области и оптимизировать их влияние на величину роста тарифов на тепловую энергию.
Полномочия по установлению платы за подключение к системам теплоснабжения закреплены за органами МСУ и на практике до настоящего времени не реализованы. Практически во всех муниципальных районах области плата не установлена, что дает возможность теплоснабжающим организациям определять ее по соглашению сторон. С нового года, с учетом передачи данных полномочий на областной уровень, ситуация должна измениться к лучшему.
Законом четко определен порядок договорных отношений между потребителем и теплоснабжающей организацией, теплоснабжающей и теплосетевой организациями. Тем самым практика заключения договора в свободной форме, без учета важных для потребителя параметров, а также заключения договоров с потребителем отдельно на поставку тепловой энергии и на услуги по ее передаче - исключается. Потребитель должен заключить договор теплоснабжения с поставщиком тепловой энергии, в тарифе которого уже учтены затраты на производство и передачу тепловой энергии.
Впервые предусмотрена возможность поставки тепловой энергии от теплоисточников, введенных в действие после 1 января 2010 года на основе долгосрочных (сроком более года) договорам по договорным ценам. При этом порядок заключения таких договоров определяется Правительством Российской Федерации. При условии создания конкурентного рынка в сфере теплоснабжения также предусмотрена возможность отмены государственного регулирования тарифов и их определение соглашением сторон.
Отдельная глава закона посвящена обеспечению надежности теплоснабжения. Здесь четко регламентирован порядок подготовки к отопительному сезону, ответственность органов МСУ поселений и городских округов за эти мероприятия и обеспечение надежности теплоснабжения в целом, порядок вывода теплоисточников и тепловых сетей из эксплуатации в ремонт, определены критерии развития систем теплоснабжения, важнейшими из которых являются:
- обеспечение надежности теплоснабжения потребителей;
- минимизация затрат теплоснабжения в расчете на каждого потребителя;
- согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения и газификакации;
- повышение энергетической эффективности теплоснабжающих организаций.
Таким образом, данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии и направлен на системное улучшение экономических, энергетических и качественных показателей теплоснабжения потребителей.
|